Колыбель для синих воротничков: как получить востребованную профессию в колледжах и техникумах
Колыбель для синих воротничков: как получить востребованную профессию в колледжах и техникумах

Колыбель для синих воротничков: как получить востребованную профессию в колледжах и техникумах

Информация взята с Объясняем.рф — официальный информационный портал Объясняем РФ
 

Механик, слесарь, оператор беспилотников — спрос на рабочие профессии растет вслед за ростом импортозамещения. Российские предприятия ждут выпускников колледжей и техникумов, предлагая им все более высокие зарплаты.

 

Для государства, в свою очередь, образование входит в блок приоритетных социальных расходов: за пять лет следует подготовить не менее 1 млн квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Объясняем, как реализуется этот план и какие специальности наиболее перспективны сейчас и в обозримом будущем.

Золотая фреза

В третьем квартале 2023 года работодатели активнее всего искали фрезеровщиков: по оценке рекрутинговых агентств, спрос на них подскочил в 5,2 раза по сравнению с прошлым годом, а средняя зарплата составляет 98,3 тыс. рублей. «Растущий спрос на кадры всегда сопровождается динамично увеличивающимися зарплатами, - отмечает управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель. – Предложения по оплате труда специалистов массовых профессий в сравнении с прошлым годом повысились на 38% и в среднем достигли 60,1 тыс. рублей».

Перед тем, как поступать в колледж и выбирать профессию, имеет смысл уточнить, какие предприятия наиболее динамично развиваются в городе, где живет абитуриент. «В регионах наибольший спрос на работников в промышленности, машиностроении, химическом секторе, строительстве и в области транспорта, - перечисляет президент Союза директоров ССУЗ России, советник министра просвещения Российской Федерации Наталия Золотарева. - В ближайшие годы спрос будет расти в оборонно-промышленном комплексе, здравоохранении, сфере информационных технологий».

Дроны, мультики, лосось

Среди образовательных программ, наиболее популярных у молодежи (прежде всего у выпускников школ и отслуживших в армии ребят) Наталия Золотарева выделяет «Эксплуатацию беспилотных авиационных систем»: она все более востребована и призвана закрыть дефицит специалистов, которые могут эксплуатировать и ремонтировать БПЛА. Также в лидерах – «Радиоэлектронные приборы и устройства», то есть, микроэлектроника в целом, включая программирование беспилотников.

На перспективу рассчитано и «Информационное моделирование в строительстве» – создание цифровых двойников зданий. Растет интерес к программе «Техник по интеллектуальным интегрированным системам» – ее выпускники совершенствуют интернет, искусственный интеллект, облачные вычисления. Без работы точно не останутся ребята, которые освоят специальность «Водные биоресурсы и аквакультура», связанную с выращиванием ценных пород рыб.

На пике популярности и креативные индустрии, поэтому стоит обратить внимание на подготовку по специальности «Кино- и телепроизводство», «Анимация и анимационное кино».

Современных студентов уже не назовешь пэтэушниками. Это кадры нового типа – мотивированные, квалифицированные и обучаемые. Высокотехнологичное оборудование на производствах требует от операторов рабочих мест новых профессиональных компетенций, и их освоение становится для ребят конкурентным преимуществом. В 2023 году стартовало Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству. Участники соревнований – школьники и студенты СПО – демонстрируют свои навыки по 248 специальностям ведущих отраслей экономики страны. Наталия Золотарева рекомендует абитуриентам просматривать сайты конкурсов «Профессионалы» и «Чемпионат высоких технологий», а для людей с инвалидностью – «Абилимпикс». Здесь удобно отслеживать в режиме реального времени, какие компетенции пользуются особым спросом на рынке труда.

33214.jpg

Инвестируем в знания

Миллион профессиональных рабочих – цифра внушительная, но вполне достижимая. По оценке старшего научного сотрудника Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Веры Мальцевой, сегодня почти половина девятиклассников выбирает колледж, а не старшую школу, и 20% выпускников 11-х классов тоже продолжают осваивать профессию в системе СПО. Для сравнения, в прошлом году в вузы поступили 951 тыс. человек, а в колледжи – 1,1 млн.

Важно не только количество, но и качество подготовки кадров. Недаром образование – тот вид социальных расходов, который финансируется приоритетно. В целом на него в 2024 году направят 1,5 трлн рублей – на 137 млрд больше, чем в 2023-м. В том числе 575,2 млрд рублей пойдет на реализацию государственной программы «Развитие образования». В 2024 году расходы бюджета по этой программе увеличатся на 19,9 млрд рублей, в 2025-м – на 21,7 млрд, а в 2026 году – на 14,6 млрд.

При этом среднее специальное образование получает государственную поддержку сразу по нескольким направлениям.

В частности, по проекту «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование» с 2019 года обновлена инфраструктура 2,2 тыс. мастерских для 450 колледжей и техникумов. За последние два года под запрос региональных предприятий в них прошли практическую подготовку свыше 7 тыс. человек. В 2025 году при колледжах будут действовать 5,5 тыс. таких мастерских. В них особенно нуждаются образовательные учреждения небольших городов и сельской местности, к примеру, там, где востребованы комбайнеры.

Появляются центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), которые предлагают короткие образовательные программы, опять же, созданные с учетом потребностей региона или по запросу работодателя. Они рассчитаны на все категории граждан и адаптированы для школьников, студентов, людей предпенсионного возраста, участников бизнес-систем. К 2024 году в стране планируется открыть не менее сотни таких ЦОПП.

Особая роль в накоплении «миллиона» рабочих рук отведена проекту «Профессионалитет». Он привлекает бизнес к партнерскому управлению образовательными организациями.

Профессиональный подход

Ведущие производства все чаще готовят специалистов совместно с колледжами и техникумами.

«Партнерство с крупным региональным работодателем – залог качества подготовки и дальнейшего трудоустройства молодых специалистов и рабочих, - поясняет Наталия Золотарева. - Сегодня предприятия интенсивно развиваются, им требуется большое число работников. После ухода с рынка иностранных компаний отечественные предприятия занимают освободившиеся ниши, расширяют производство, организуют выпуск собственной продукции».

Предприятие-партнер устанавливает конкретные требования к квалификации выпускников, колледж корректирует под эти требования свои программы, а студенты проходят практическую подготовку на базе предприятия. Таким образом бизнес экономит на переподготовке специалистов, а ребятам практически гарантировано дальнейшее трудоустройство.

Наиболее тесная связка с производством у колледжей, участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет». Он задает высокую планку: к 2028-2029 годам подготовить кадры под запросы 700 предприятий, причем доля занятости выпускников должна составить не менее 85%.

Обучающие программы по этому проекту реализуются в специальных образовательно-производственных центрах – кластерах. Суть в том, что выбирается колледж и модернизируется «под ключ». При участии якорного работодателя формируются новая управленческая структура и педагогический состав, за счет инвестиций бизнеса создаются лаборатории и учебно-производственные комплексы. Наставниками выступают специалисты с опытом работы на реальном производстве. При этом в состав кластера могут входить колледжи, имеющие мастерские по профилю.

На развитие кластеров и ЦОПП в ближайшие два года будет выделено по 9,7 млрд рублей.

В стране уже действует 71 кластер и постоянно появляются новые. К примеру, в этом году открыл двери строительный кластер на базе Уральского колледжа технологий и предпринимательства в Свердловской области. Абитуриенты будущего года могут найти полный список таких площадок на сайте япроф.рф.

Перечни «кластерных» профессий и специальностей ежегодно обновляются. В 2023 году в проект добавились новые отрасли: радиоэлектроника, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, строительная и транспортная отрасли, электротехническая промышленность, лесная и горнодобывающая промышленность.

При этом программы становятся более интенсивными. Предусмотрено сокращение сроков обучения: до двух лет — для рабочих профессий и специальностей, до трех лет — для более технологичных.

Не формой единой

«Профессионалитет» не ограничен форматом кластеров. «Перезагружать» и модернизировать систему среднего образования можно и другими способами, как, например, это делают в Москве.

«Мы хотим, чтобы молодые профессионалы сразу же могли идти на реальное производство, чтобы работодателям не приходилось доучивать и переучивать их, — заявила вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. — Поэтому с 2023 года мы увеличиваем долю практикоориентированных часов обучения студентов с 30 до 70% времени. Также мы хотим, чтобы студенты после окончания колледжей получали не одну, а две, три и даже пять профессий, повышая тем самым свою конкурентоспособность на рынке труда. Наконец, хотим задать обязательный уровень качества подготовки по каждой профессии. Сейчас студенты не поднимаются выше второго разряда, мы же планируем установить третий, а по ряду профессий и четвертый разряд».

По словам заммэра, с 1 сентября участниками этого проекта стали 20 столичных колледжей. Более половины студентов, которые поступили в колледжи в этом году, уже учится по 94 новым образовательным программам. Это лишний раз подтверждает: не в форме дело, а в содержании. И, конечно, в готовности властей и бизнеса идти навстречу друг другу ради развития экономики и успешной карьеры молодого поколения.