Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних | «Новгородский химико-индустриальный техникум»
Назад к обычной версии сайта
Цвет фона:
Размер шрифта: А А А
Новгородский химико-индустриальный техникум
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Интернет-приемная

Великий Новгород ул.Кочетова д.28

Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Рекомендации для родителей (законных представителей) по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего.

Глоссарий.

Дезадаптация–нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах.

Дезадаптация социальная проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для обучающегося, в частности, являются семья, образовательная организация.

Профилактика–совокупность предупредительных мероприятий.

Самоповреждающее поведение –социально неодобряемое поведение, направленное на причинение себе физического вреда и включающее несуицидальные самоповреждения и суицидальные попытки. Самоповреждающее поведение без суицидальных намерений –намеренные повреждения поверхности тела (порезы, проколы, расцарапывание, ожоги и подобное), которые не представляют прямую угрозу для жизни, однако могут стать регулярными, оставляя на коже рубцы и шрамы, и со временем превратиться в привычную модель поведения в эмоционально болезненных ситуациях.

Стигматизация–предвзятое, негативное отношение к отдельному человеку или группе людей, связанное с наличием у него (у них) них каких-либо особых свойств или признаков.

Суицид–преднамеренное, умышленное лишение себя жизни, самоубийство. Ключевой признак данного явления –преднамеренность.

Суицидальная попытка (попытка суицида, незавершенный суицид)–целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни с целью покончить жизнь самоубийством или с демонстративно-шантажными целями, но не закончившееся смертью. Суицидальное поведение–проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель –смерть, мотив–разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска.

Суицидальный риск–степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий.

Склонение несовершеннолетнего к суициду–содействие совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства.

Факторы риска суицида–внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.

Формирование культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних у их родителей (законных представителей)

Психологическое просвещение является одним из наиболее доступных и при этом эффективных направлений работы с родителями (законными представителями).

Особенности подросткового возраста.

Особое место во взрослении ребенка занимает подростковый кризис–пик переходного периода от детства к взрослости. Мир воспринимается подростками как некое соотношение белого и черного, хорошего и плохого, причем как в окружающих, так и в себе. Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием мировоззрения, системы самооценки и оценки окружающей действительности, ценностно-смысловой сферы личности.

В этот период происходит глобальная перестройка организма ребенка на физиологическом уровне, отражающаяся на его психологическом состоянии и обуславливающая эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения: от эйфории до депрессии.

В подростковом возрасте совершенствуется самостоятельность несовершеннолетнего во всех жизненных областях. Основная реакция для подростка–реакция эмансипации, толкающая его к дистанцированию от взрослых, прежде всего от родителей, а изменение ведущего вида деятельности с учебной на эмоционально-личностное общение со сверстниками приводит к возрастанию значимости мнения друзей при принятии решений, желанию быть принятым в группе. Именно подростки в первую очередь склонны присоединяться к определенным субкультурам, придумывать собственную субкультуру для того, чтобы проявить свою «инакость», непохожесть на окружающих.

Подростки начинают противопоставлять себя, свой мир взрослым, искать собственные ценности и смыслы в настоящем и будущем. В подростковом возрасте формируется «чувство взрослости», желание признания себя равным во взрослой среде. Однако в силу того, что жизненный опыт недостаточен, интеллектуальные способности еще несовершенны и находятся в стадии развития, подростковый возраст характеризуется большим количеством противоречий:

  • противоречие между желанием освободиться от опеки со стороны родителей или других взрослых и невозможностью жить самостоятельно вследствие трудностей социальной, психологической, финансовой адаптации к реалиям самостоятельной жизни;
  • противоречие между желанием делать самостоятельный выбор во всех сферах жизни и отсутствием желания нести за этот выбор персональную ответственность;
  • противоречие между отказом подчиняться мнению старших и конформизмом в среде сверстников;
  • противоречие между установкой на личное благополучие и непониманием ценности собственной жизни, приводящее к формированию рискованного поведения;
  • противоречие между все возрастающими интеллектуальными и физическими силами и, как следствие, возрастающими потребностями в интеллектуальной и материальной сферах, и отсутствием финансовой самостоятельности и возможности удовлетворить эти потребности.

Подростковый возраст характеризуется бурными эмоциональными реакциями на различные жизненные ситуации (как положительные, так и отрицательные), причем эмоциональная реакция по силе может не соответствовать стимулу и быть гораздо более выраженной, чем этого требуют обстоятельства.

Наибольший всплеск негативных эмоциональных реакций возникает при попытке окружающих ущемить самолюбие подростка. Как правило, пик такой эмоциональной неустойчивости приходится, в зависимости от половой принадлежности, на разный возраст: у мальчиков раньше, чем у девочек: для мальчиков проблема с неадекватным эмоциональным реагированием приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек –на возраст 13-15 лет. Итогом может стать формирование чувства незащищенности, одиночества. Подросток начинает активно искать тех, кто сможет помочь ему заполнить возникшую пустоту, продемонстрирует внимание, сочувствие. К сожалению, именно в такое время на пути у подростков могут возникать лица, способные повлиять на формирование еще большего разрыва с общественными нормами. Трудности социального взаимодействия приводят подростка к формированию дезадаптивного поведения и, как следствие, к нарушению социализации. При сочетании проблем в социализации и возникновения трудной жизненной ситуации может начать формироваться суицидальное поведение. Крайне важно, чтобы родители (законные представители) стремились помочь подросткам справиться с его внутренними конфликтами, были готовы безоценочно принимать ребенка, относиться к нему терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющееся поведение.

Признаки формирования суицидального поведения у подростков. Исследователями проблемы подросткового суицида отмечается, что острота переживаний подростка становится несовместимой с жизнью, если у него нет эмоциональной связи с семьей. Важно информировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних о признаках, по которым можно предположить риск формирования суицидального поведения у ребенка:

-стремление к постоянному длительному уединению, отстраненности от окружающих, включая родных и друзей;

–изменение (особенно резкое) режима сна, бессонница;

–изменение аппетита;

–падение учебной успеваемости;

–резкие и частые смены настроения от апатии до агрессивности;

–изменения во внешнем виде (безразличное отношение к своему внешнему виду, неопрятность);

–раздача личных вещей в качестве подарков своим близким, друзьям;

–стремление «привести дела в порядок»;

–самоповреждающее и рискованное поведение: стремление оказаться в местах с высоким риском травмоопасности, нанесение себе порезов;

–появление в речи высказываний «ненавижу жизнь», «я никому не нужен», «лучше умереть», «не могу этого вынести», «они все еще пожалеют» и подобных.

Важно донести до родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, что любое высказанное подростком стремление уйти из жизни необходимо воспринимать серьезно. Недопустимы равнодушие, черствость или агрессивность по отношению к ребенку. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, участие, предложить ребенку помощь, консультацию у специалистов.

Информированность о службах экстренной психологической помощи. Значительная роль в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних отводится работе службы экстренной психологической помощи

«Общероссийский детский телефон доверия для детей и подростков

 8-800-2000-122».

В субъектах Российской Федерации могут функционировать региональные горячие линии, телефоны доверия  для оказания поддержки детям и взрослым, находящимся в кризисном положении, трудной жизненной ситуации. На базе медицинских организаций функционируют кабинеты, центры, стационары для оказания помощи несовершеннолетним с суицидальным поведением. Рекомендуется регулярно информировать родителей (законных представителей) несовершеннолетних об имеющихся способах получения психологической помощи, в том числе экстренной, и об алгоритме действий в случае выявления риска суицидального поведения ребенка.

Стигмы, мифы и реальность суицида и риска формирования суицидального поведения у подростков.

Немаловажным риском суицида является стигма в отношении обращения за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи. Стигма может помешать членам семьи подростка оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации.

Также в сознании многих людей существуют мифы о самоубийстве, которые способны помешать позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволить принять необходимые меры по оказанию помощи в отношении суицидального человека.

Большинство самоубийств совершается без предупреждения, поэтому невозможно ничего предпринять для его предотвращения. Большинство людей с риском суицидального поведения подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах. Например, подростки могут оставлять открыто таблетки на столе, тексты стихов о смерти. Подобные сигналы нельзя игнорировать.

Говоря о самоубийстве с подростком, можно подать ему идею о совершении этого действия. Безопаснее полностью избегать этой темы. Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений –прямой вопрос о них. Открытый разговор с ребенком с выражением искренней заботы и беспокойства о нем может стать для подростка источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью.

Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

К любой угрозе ребенка уйти из жизни нужно относиться серьезно, даже если эта угроза носит манипулятивный характер. Грань между демонстративно-шантажным и истинным суицидом в подростковом возрасте несущественна. Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания.

Подобное поведение достойно игнорирования или наказания. Демонстративное суицидальное поведение представляет собой призыв о помощи. Если ребенок не получает отклика, ему легко прийти к выводу, что уже никто и никогда его не поймет, ему не поможет, и соответственно, от намерения покончить с собой перейти к совершению суицида. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как «недостойного» способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения. Самоубийца определенно желает умереть, и будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство. Оказывать помощь таким людям бесполезно. Очень немногие люди сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Дети, к тому же, не вполне осознают конечность смерти, относятся к ней как к чему-то временному. Порой они думают, что, умерев (уснув ненадолго), накажут родителей или своих обидчиков, а затем воскреснут (проснутся).

Те, кто кончают с собой –психически больны и им ничем нельзя помочь. Очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

В работе с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по профилактике суицида рекомендуется уделить особое внимание вопросу мифов и стигм о суициде, разъяснить, что легкомысленное отношение к проблеме суицидального поведения у подростка может повлечь необратимые трагические последствия.

Формы работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения.

Наиболее распространенной формой работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних являются родительские собрания (общешкольные, классные), родительские всеобучи, лекции, беседы, индивидуальные консультации (в том числе с привлечением медицинских работников, суицидологов), а наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.

В формировании у родителей (законных представителей) несовершеннолетних культуры профилактики суицидального поведения могут быть использованы следующие технологии:

–тренинги, ориентированные на формирование конструктивных стратегий преодоления трудностей у подростков. Целью подобных тренингов выступает формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростком и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования;

–ролевые игры: входе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители;

–решения кейсов: посредством моделирования системы отношений в ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения;

–арттерапия: применяются отдельные приемы как вспомогательное средство для диагностической работы; средство развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности, расширения способов самовыражения родителей;

–изотерапия: ее применение создает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сформировать активную жизненную позицию;

–метод «Я-сообщения» («Я-высказывания»): освоение данного метода позволит родителям применять его на практике в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Родители смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменить свое поведение с учетом интересов родителей.

При планировании мероприятий для работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних рекомендуется избегать их категоричных и (или) неоднозначных названий (негативный пример: «Наши ошибки в воспитании детей», «Нет насилию» и подобное) и, напротив, присваивать мероприятиям, событиям названия, демонстрирующие созидательность совместной работы для благополучия подростка и его семьи и возможность положительного решения сложных вопросов (например, «Как помочь ребенку?», «От сердца к сердцу», «Я–ответственный родитель»). Важным инструментом информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних о возможностях получения экстренной психологической помощи является тиражирование листовок, памяток, буклетов с представлением алгоритма действий в случае кризисной ситуации и сведений о телефоне доверия и экстренной психологической помощи.

Социальные видеоролики:

Тематика «Буллинг»

YouTube канал «Твой выбор»

https://www.youtube.com/channel/UCSFJjUlQK9U5QUQM7OG4_og/videos

Профилактика суицидов, скулшутинга, АУЕ и др.

YouTube канал «ЗонаНеКомфорта»

https://www.youtube.com/channel/UCpqO4gjEWI3bdQRTceju72A

Методические материалы, размещенные на сайте АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» (ЦИСМ)

https://cism-ms.ru/poleznye-materialy/

https://cism-ms.ru/novosti/sotrudniki-tsism-razrabotali-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov/

 




Баженов Даниил Александрович
Директор
Показать контакты
Малышкова Лариса Васильевна
Заместитель директора по учебно-методической работе
Показать контакты
Степанова Наталья Юрьевна
Заместитель директора по учебно-производственной работе
Показать контакты
Токарева Татьяна Леонидовна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Показать контакты
VK49865